Работа двигателя любого автомобиля неразрывно связана с исправной системой охлаждения. Большинство отказов системы вызвано утечкой антифриза и последующим перегревом двигателя. Несвоевременно обнаруженная поломка приведет к быстрому износу и поломке двигателя, а также к дорогостоящему ремонту.
- Почему уходит антифриз
- Потёк радиатор двигателя
- Неисправность радиатора или краника печки
- Дефекты шлангов, патрубков и трубок
- Поломка помпы
- Термостат
- Дефекты расширительного бачка
- Как найти место утечки антифриза
- Визуальный осмотр патрубков и хомутов
- Видео: течь антифриза из-за ослабления хомутов
- Использование картона
- Проверка расширительного бачка
- Диагностика крышки
- Видео: проверка крышки расширительного бачка
- Использование флуоресцентной добавки в антифриз
- Видео: проверка системы ультрафиолетовой лампой
- Утечка антифриза без видимых подтёков
- Прогорание прокладки ГБЦ
- Замена прокладки
- Видео: замена прокладки ГБЦ на примере «Ланоса»
- Трещина ГБЦ или блока
Почему уходит антифриз
Одной из самых распространенных проблем с системой охлаждения двигателя является утечка жидкости. Из-за низкого уровня антифриза могут возникать неисправности как с самим двигателем, так и с деталями системы охлаждения. Поэтому необходимо регулярно контролировать уровень жидкости в расширительном бачке и не допускать его падения ниже MIN. Определить, что уходит антифриз, можно по следующим признакам:
- уровень охлаждающей жидкости постоянно падает;
- нагреватель перестает работать;
- температура двигателя становится выше нормы.
Минимальное повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке считается нормальным явлением. Но если антифриз периодически нужно доливать, придется разбираться с возникшей проблемой.
Изменение уровня охлаждающей жидкости от минимальной отметки до максимальной – это нормально
Потёк радиатор двигателя
Наиболее распространенной причиной выхода охлаждающей жидкости из системы является повреждение основного радиатора системы охлаждения. Диагностировать неисправность можно по пятнам на кузове крепления или луже под машиной после стоянки. Повреждение теплообменника может быть вызвано следующими факторами:
- подверженность коррозии в результате длительной эксплуатации;
- попал в камень, вылетевший из-под колес.
Утечка в радиаторе возможна как через соты, так и через бачки
Конструкция радиатора состоит из множества ячеек, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Даже малейшее повреждение одного из них приведет к протечке. Для диагностики поломки нужно разобрать теплообменник с автомобиля, оценить характер повреждения и попытаться восстановить герметичность пайкой или аргонной сваркой. Если не принять меры по устранению течи, двигатель перегреется, что рано или поздно приведет к серьезным последствиям и дорогостоящему ремонту.
Можно попробовать восстановить радиатор охлаждения пайкой или сваркой
Неисправность радиатора или краника печки
Иногда наблюдается течь радиатора отопителя салона. Проблема проявляется в виде лужи охлаждающей жидкости под ковром переднего пассажира, а также запотевания лобового стекла. В этом случае радиатор необходимо демонтировать с автомобиля, выявить поврежденный участок и провести аналогичные мероприятия, что и с основным радиатором.
Радиатор печки, аналог основного радиатора, может быть поврежден в результате коррозии
В зависимости от марки и модели автомобиля для снятия теплообменника может потребоваться демонтаж панели приборов.
Если течь вызвана протечкой крана, на нем будут видны капли антифриза. Как правило, устройство не подлежит ремонту и замене новой деталью. Иногда антифриз начинает подтекать из-за старения прокладок между краном и радиатором. В этом случае их просто заменяют новыми.
Кран отопления также иногда протекает и требует замены
Дефекты шлангов, патрубков и трубок
В качестве соединительных элементов в системе охлаждения двигателя используется большое количество труб из резины. Из-за постоянного воздействия агрессивной среды, перепадов температур и вибраций резина со временем приходит в негодность, появляются трещины. Образование повреждений патрубков однозначно приводит к утечке антифриза при прогреве двигателя и увеличении давления в системе. Изношенные шланги подлежат только замене. Любые ухищрения и попытки залатать и восстановить их целостность приведут к утечке и потере антифриза. Ошибка если и может быть устранена, то только на короткое время.
Из-за старения резины форсунки начинают подтекать
Нарушить герметичность может не только повреждение или износ резиновых патрубков, но и металлических патрубков, которые также встречаются в системе охлаждения. Эти элементы со временем подвергаются коррозии и трескаются. Поэтому при обнаружении течи трубы подлежат замене.
Поломка помпы
Иногда причиной ухода охлаждающей жидкости является износ прокладок водяного насоса: сальника и сальника. Прокладка чаще всего выходит из строя из-за долговечности или повреждения, например, если насос был перетянут. Подтверждением течи помпы является мокрый двигатель в месте установки помпы, а также наличие капель охлаждающей жидкости на корпусе механизма снизу. Если неисправность вызвана износом прокладки, достаточно заменить ее или использовать уплотнительную прокладку. При выходе из строя сальника потребуется провести ремонт, если это позволяет конструкция насоса. В противном случае узел необходимо заменить.
Помпа со временем начинает подтекать, что связано с повреждением сальника или прокладки
Термостат
В результате длительной эксплуатации корпус термостата со временем начинает подтекать. Этот узел отвечает за регулирование потока теплоносителя путем открытия и закрытия клапана внутри. В случае каких-либо повреждений устройство подлежит только замене.
Дефекты расширительного бачка
Корпус расширительного бачка обычно изготавливается из пластика. Со временем он может как трескаться, так и тереться о элементы кузова, что зависит от места установки. Такую неисправность нельзя не заметить, так как контейнер или его нижняя часть будут мокрыми. При повреждении бака его можно попробовать запаять, но лучше заменить на новый, так как пайка лишь временно устранит течь. Кроме бака может выйти из строя крышка, так как внутри нее установлен клапан, предназначенный для поддержания определенного давления в системе. Если есть проблема с клапаном, то антифриз брызнет после того, как двигатель прогреется. В этом случае крышку необходимо продиагностировать или заменить.
Иногда на расширительном бачке возникают трещины, из-за чего вытекает антифриз
Как найти место утечки антифриза
Так как охлаждающая жидкость может уходить из разных мест системы, нужно знать, где и как искать проблемный участок.
Визуальный осмотр патрубков и хомутов
Визуальным осмотром можно выявить места появления пятен охлаждающей жидкости. Чем больше течет, тем легче найти утечку. Процедуру следует начинать с форсунок, так как на многих автомобилях к ним свободный доступ. При осмотре внимательно проверяйте каждый шланг в системе охлаждения, особенно если элементы давно менялись.
Трубы проверяют визуальным осмотром
В труднодоступных местах для проверки можно использовать зеркало. Поврежденные шланги необходимо заменить. Если на них не обнаружено утечек, их все равно следует осмотреть в профилактических целях. Кроме того, хомуты подлежат визуальному осмотру. Иногда случается, что утечка охлаждающей жидкости вызвана ослабленным креплением. В этом случае более сильное затягивание хомутов позволяет избавиться от рассматриваемой проблемы.
Видео: течь антифриза из-за ослабления хомутов
Использование картона
С помощью листа картона или бумаги можно определить даже самую маленькую течь. Для этого подложите лист бумаги под моторный отсек. После более длительного пребывания на материале будут хорошо видны капли или лужица антифриза. По выявленному местоположению можно приступить к поиску участка с неисправностью, что сделать будет намного проще.
Часто утечку можно найти, посмотрев на лужу под машиной или используя картон, если утечка небольшая
Проверка расширительного бачка
Диагностика расширительного бачка может проводиться несколькими способами:
- Протрите крышку насухо. После этого двигатель прогревают до рабочей температуры и ищут пятна антифриза на кузове.
- Контейнер демонтируется, охлаждающая жидкость сливается и проверяется с помощью автомобильного насоса и манометра. Для этого создайте давление порядка 1 атмосферы и следите, уменьшится оно или нет.
Проверить расширительный бачок можно с помощью насоса с манометром
- С помощью насоса создается давление в системе охлаждения без снятия бачка. Таким образом, есть вероятность, что утечку можно будет обнаружить быстрее.
Прибегнув к третьему способу, можно провести диагностику всей системы охлаждения на герметичность.
При подаче давления в систему можно выявить утечки
Диагностика крышки
Клапан крышки можно проверить достаточно простым способом. Для этого на холодном двигателе открутите крышку и встряхните ее близко к уху. Если вы слышите щелчок внутреннего шара в клапане, устройство работает правильно. Если такого звука нет, попробуйте промыть крышку. Если это не поможет, то лучше заменить.
Видео: проверка крышки расширительного бачка
Использование флуоресцентной добавки в антифриз
Довольно оригинальный способ диагностики системы охлаждения – использование специальной присадки в охлаждающей жидкости. Сегодня такие средства представлены большим выбором. Как правило, их добавляют в антифриз, а проверку проводят на работающем двигателе с помощью ультрафиолетовой лампы.
Одним из эффективных способов найти утечку охлаждающей жидкости является диагностика с помощью ультрафиолетовой лампы
С его помощью выявляют место протечки, а по очереди проверяют элементы и механизмы системы. Этот метод проверки является одним из самых эффективных, так как позволяет выявить скрытые утечки, а также когда теплоноситель уходит в минимальных количествах. При визуальном осмотре такие места найти достаточно сложно.
Видео: проверка системы ультрафиолетовой лампой
Утечка антифриза без видимых подтёков
В том случае, если охлаждающая жидкость уходит без видимых причин, неисправность, скорее всего, скрытая, а антифриз попадает в двигатель.
Прогорание прокладки ГБЦ
Наиболее вероятная причина течи – прогоревшая прокладка ГБЦ или разрушение головки блока цилиндров из-за перегрева двигателя.
Прокладка предназначена для герметизации и отделения головки двигателя от блока.
При повреждении прокладки антифриз попадет в масло или камеру сгорания
Проникновение антифриза в цилиндры может сопровождаться белым дымом из выхлопной трубы, что является следствием сгорания охлаждающей жидкости. При неправильной установке прокладки или ее прогорании в расширительном бачке иногда можно наблюдать пузырьки воздуха. Эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью невозможно, так как велика вероятность повреждения головки с последующим дорогостоящим ремонтом. Ошибка устраняется заменой уплотнителя самостоятельно или в автосервисе.
Белый выхлоп свидетельствует о попадании антифриза в камеру сгорания двигателя
Если причина в повреждении головки, узел нужно проверить и отполировать на специальной машинке. Некоторые автолюбители занимаются шлифовкой самостоятельно, но так как головка блока цилиндров является ответственным механизмом, то эту процедуру лучше проводить на спецтехнике в сервисных условиях.
Замена прокладки
замена прокладки может показаться сложным процессом, но при желании эту процедуру может выполнить любой желающий. Мероприятие включает в себя следующие этапы:
- Купите прокладку ГБЦ для двигателя вашего автомобиля.
- Клапанная крышка, воздушный фильтр и различные патрубки, прикрепленные к нему, демонтируются.
- Откручивается крепление ГБЦ, для чего понадобится головка соответствующего размера и вороток, так как крепление забивается с большим усилием. Течь можно попытаться устранить, сильнее затянув болты. Если это не поможет, головку все равно придется снимать.
- Снимите головку и прокладку.
- Протирают плоскости на блоке и ГБЦ, после чего устанавливают прокладку и собирают все в обратном порядке. Головка затягивается в шахматном порядке с усилием, указанным в руководстве по ремонту вашего автомобиля.
Независимо от причины, по которой разбирается головка блока, прокладка всегда устанавливается новая.
Видео: замена прокладки ГБЦ на примере «Ланоса»
Трещина ГБЦ или блока
Помимо прогорания прокладки, течь может быть вызвана трещинами в головке или самом блоке, при этом охлаждающей жидкости выходить не нужно. Если при таком повреждении затронуты масляные и охлаждающие каналы, антифриз может попасть в цилиндры двигателя с последующим смешиванием смазки с антифризом. При этом уровень жидкости падает, а масло теряет свои свойства. При такой неисправности происходит сильный износ деталей силового агрегата, заедание и выход из строя.
При наличии трещины в ГБЦ или блоке может остаться антифриз в больших объемах
Поскольку при попадании охлаждающей жидкости в масло образуется эмульсия, необходимо проверить уровень смазки и визуально оценить ее качество. Если на щупе было обнаружено, что уровень смазки значительно увеличился и на нем есть вещество в виде коричневато-белой пены, это будет свидетельствовать о утечке антифриза в систему смазки. Во время диагностики также можно выключить свет. Если на них есть белые пятна, это тоже будет подтверждением попадания охлаждающей жидкости в масло. В этом случае потребуется разборка двигателя и детальная диагностика головки и блока на наличие трещин. Как правило, такую процедуру проводят в сервисе.
С системой охлаждения двигателя могут возникать различные неисправности, в результате чего снижается уровень антифриза, что приводит к перегреву силового агрегата. Причин протечки может быть множество, но практически каждую из них можно выявить самостоятельно без применения специального оборудования.