Основные датчики АКПП: назначение, устройство и принцип работы

Назначение и принцип работы основных датчиков АКПП

Автоматическая коробка передач автомобиля управляется электрогидравлической системой. Процесс переключения передач в автоматической коробке передач происходит под давлением трансмиссионной жидкости, а электронный модуль управления управляет режимами работы и регулирует поток трансмиссионной жидкости с помощью клапанов. Последний получает необходимую информацию от датчиков, которые считывают команды водителя, текущую скорость автомобиля, нагрузку на двигатель, температуру и давление трансмиссионной жидкости.

Виды и принцип работы датчиков АКПП

Основной задачей системы управления автоматической трансмиссией является определение оптимального момента, в который должно произойти переключение передач. Для этого необходимо учесть ряд параметров. Современные конструкции оснащены программой динамического управления, которая позволяет выбрать соответствующий режим работы в зависимости от условий эксплуатации и текущего движения автомобиля, определяемых датчиками.

В автоматических коробках передач основными датчиками являются датчики скорости (которые определяют частоту вращения на входном и выходном валах коробки передач), датчики давления и температуры рабочей жидкости, а также датчик положения селектора (ингибитора). Каждый из них имеет свой дизайн и назначение. Также может быть использована информация от других датчиков в автомобиле.

Датчик положения селектора

 

Ингибитор

 

Датчик положения рычага переключения передач

Если положение рычага переключения передач меняется, его новое положение определяется датчиком положения рычага переключения передач. Полученные данные передаются в электронный блок управления (часто отдельный от автоматической коробки передач, но связанный с ЭБУ двигателя автомобиля), который активирует соответствующие программы. Он активирует гидравлическую систему в зависимости от выбранного режима движения («P(N)», «D», «R» или «M»). В руководствах по эксплуатации автомобилей этот датчик часто называют «ингибитором». Датчик обычно расположен на валу селектора коробки передач, который, в свою очередь, находится под капотом автомобиля. Иногда его подключают к приводу заслонки в гидробоксе для получения информации.

Датчик положения автоматического переключателя можно назвать «многофункциональным», поскольку сигнал от него также используется для включения фонарей заднего хода, а также для контроля привода стартера в режимах P и N. Существует множество различных конструкций датчиков, определяющих положение рычага переключения передач. Классическое расположение датчика основано на потенциометре, который меняет свое сопротивление в зависимости от положения рычага переключения передач. Конструктивно он представляет собой узел из резистивных пластин, по которым перемещается подвижный элемент (ползун), соединенный с рычагом селектора. В зависимости от положения ползунка изменяется сопротивление датчика и, соответственно, выходное напряжение. Все это размещено в корпусе, который невозможно демонтировать. При возникновении неисправностей датчик положения селектора можно очистить, открыв его путем высверливания заклепок. Однако настроить ингибитор на повторную работу довольно сложно, поэтому проще просто заменить неисправный датчик.

Датчик скорости

 

Структура датчика спидометра

 

Датчик скорости

Автоматические трансмиссии обычно имеют два датчика скорости. Один регистрирует скорость входного (первичного) вала, другой — скорость выходного вала (в переднеприводных трансмиссиях это скорость дифференциала). ЭБУ автоматической коробки передач использует показания первого датчика для определения текущей нагрузки двигателя и выбора оптимальной передачи. Второй датчик, с другой стороны, используется для контроля работы трансмиссии и определения правильности выполнения команд от ЭБУ и включения нужной передачи.

 

datchik_holla

 

Конструкция датчика Холла и форма сигнала

Датчик скорости представляет собой бесконтактный магнитный датчик на основе эффекта Холла. Он состоит из постоянного магнита и встроенного чипа Холла, помещенных в герметичный корпус. Он определяет скорость вращения вала и генерирует сигнал в виде импульса переменного тока. Для обеспечения работы датчика на вал устанавливается так называемое импульсное колесо, которое имеет фиксированное количество чередующихся шлицев и углублений (довольно часто в этой роли используется обычное зубчатое колесо). Датчик работает следующим образом: когда зуб шестерни или выступ колеса проходит мимо датчика, магнитное поле, создаваемое датчиком, изменяется, и генерируется электрический сигнал в соответствии с эффектом Холла. Затем эти данные преобразуются и передаются на блок управления. Низкий сигнал соответствует впадине, а высокий — выступу.

Основными неисправностями этого датчика являются негерметичность корпуса и окисление контактов. Характерной особенностью является то, что этот датчик нельзя «проверить» с помощью мультиметра.

Реже в качестве датчиков скорости могут использоваться индуктивные датчики скорости. Принцип работы заключается в следующем: Когда зуб шестерни проходит через магнитное поле датчика, в катушке датчика возникает напряжение, которое передается в виде сигнала на блок управления. Блок управления рассчитывает текущую скорость на основе количества зубьев в зубчатом колесе. Визуально индуктивный датчик очень похож на датчик Холла, но существенно отличается формой сигнала (аналоговый) и условиями работы — он не использует опорное напряжение, а генерирует его самостоятельно за счет свойств магнитной индукции. Этот датчик может быть «подключен».

Датчик температуры рабочей жидкости

 

Датчик температуры масла

 

Датчик температуры для автоматической коробки передач

Температура трансмиссионной жидкости оказывает значительное влияние на работу фрикционного сцепления. Поэтому для защиты сцеплений от перегрева используется датчик температуры для автоматической коробки передач. Датчик температуры представляет собой термистор, состоящий из корпуса и чувствительного элемента. Последний изготовлен из полупроводника, который меняет свое сопротивление при различных температурах. Сигнал от датчика передается в блок управления автоматической коробки передач. Сигнал обычно представляет собой линейную зависимость между напряжением и температурой. Датчик можно считать только с помощью специального диагностического сканера.

Датчик температуры может быть установлен в картере коробки передач, но чаще всего он встроен в жгут проводов внутри автоматической коробки передач. При превышении допустимой рабочей температуры ЭБУ может принудительно снизить мощность, вплоть до режима отказа трансмиссии.

Датчик давления

Автоматическая коробка передач может иметь датчик давления, который определяет интенсивность циркуляции жидкости. Их может быть несколько (для разных каналов). Измерение производится путем преобразования давления жидкости в электрические сигналы, которые передаются на электронный контроллер трансмиссии.

Существует два типа датчиков давления:

  • Дискретные — обнаруживают отклонения рабочих состояний от заданного значения. При нормальной работе контакты датчика соединены. Если давление в месте расположения датчика давления ниже требуемого, контакты датчика размыкаются, контроллер АКПП получает соответствующий сигнал и передает команду на повышение давления.
  • Аналоговые датчики преобразуют уровень давления в электрический сигнал соответствующей величины. Измерительные элементы этих датчиков способны изменять свое сопротивление в зависимости от степени деформации под давлением.

Следует отметить, что при отказе любого из вышеперечисленных датчиков автомобиль может перейти в «режим отказа». Для получения более подробной информации о неисправностях можно провести самодиагностику, например, с помощью недорогого автомобильного сканера Rokodil ScanX.

 

Фото.

 

Мультимарочный сканирующий инструмент Rokodil ScanX

Сканирующий инструмент точно определит причину неисправности и может быть устранен на месте или с помощью технического специалиста мастерской. Если устранить проблему на месте не удалось и автомобиль по-прежнему находится в «аварийном режиме», проверьте уровень масла в автоматической коробке передач и убедитесь, что трансмиссионная жидкость не вытекает и нет запаха горелого масла. В этом случае не продолжайте движение. Если нет, с помощью сканера выведите автомобиль из «аварийного режима» и доедьте до ближайшей станции технического обслуживания.

Вспомогательные датчики управления АКПП

Помимо основных датчиков, относящихся непосредственно к коробке передач, ее электронный контроллер может использовать информацию, полученную от вспомогательных источников. Обычно это следующие датчики:

  • Датчик педали тормоза — его сигнал используется, когда рычаг селектора зафиксирован в положении «P».
  • Датчик положения педали акселератора — установлен в электронной педали акселератора. Он необходим для определения текущего запроса режима вождения на стороне водителя.
  • Датчик положения дроссельной заслонки — расположен в корпусе дроссельной заслонки. Сигнал от этого датчика указывает на текущую нагрузку двигателя и влияет на выбор оптимальной передачи.

Совокупность датчиков автоматической коробки передач обеспечивает ее правильную работу и комфорт во время движения. В случае неисправности датчика система будет отключена, о чем водитель будет немедленно проинформирован бортовой диагностической системой (например, на комбинации приборов появится сообщение «ошибка»). Игнорирование этих предупреждений может привести к серьезным проблемам в жизненно важных областях автомобиля, поэтому рекомендуется направить водителя в специализированный сервис сразу же после обнаружения неисправности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kia info
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector