Основные сведения о грузоподъемных кранах

Основные сведения о грузоподъемных кранах

Кран — это грузоподъемная машина, оснащенная постоянно установленными подъемными механизмами для подъема и перемещения грузов.

Краны делятся на группы в зависимости от их конструкции:

  • краны, к которым относятся мостовые, козловые и портальные краны,
  • Стреловые краны, к которым относятся башенные, козловые, железнодорожные и другие виды кранов, имеющие стреловые устройства, размещенные на мобильном шасси (автомобильном, пневматическом, специальном шасси, гусеничном, тракторном);
  • тип кабеля — кабельный и мостовой;
  • Краны-штабелеры — мостовые и стоечные краны с машинным приводом.

По конструкции подъемного устройства краны делятся на: крюковые краны — для работы с различными штучными грузами; грейферные краны — для работы с сыпучими материалами; магнитные краны — для работы со стальными и железными грузами; клещевые краны — для работы с ящиками, бочками, мешками и т.д.; траверсные краны, оснащенные, например, вакуумными захватами, клещами; краны с автоматическими захватами — спредеры, для работы с контейнерами.

Подъемные краны могут быть стационарными или мобильными, в зависимости от типа перемещения.

По конструкции шасси делятся на: железнодорожные, пневмоколесные, грузовые, колесные, роликовые, на специальном шасси, на коротком колесном и гусеничном шасси, тракторные.

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Параметры мобильных кранов со стрелой
K — ширина колеи, E — база крана, L — продольное расстояние между опорами, K — вертикальное расстояние между опорами, l — длина стрелы, H — высота подъема крюка, h — глубина опускания крюка, r — дорожный просвет поворотной секции крана.

В зависимости от типа привода краны могут быть с электрическим, механическим и гидравлическим приводом.

В зависимости от степени поворота стрелы краны делятся на: полностью поворотные, частично поворотные, неповоротные.

Что касается способа опирания кранов на взлетно-посадочную полосу, то они бывают консольными и подвесными.

Основными техническими характеристиками кранов являются грузоподъемность, грузовой момент, длина стрелы, вылет крюка и высота подъема, скорость подъема и опускания, ход крана, ход тележки и т.д.

Грузоподъемность — это максимально допустимый вес рабочего груза, который кран способен поднять при данных условиях эксплуатации. Грузоподъемность включает вес съемного грузонесущего оборудования, установленного на кране.

Грузовой момент является произведением свеса крана и грузоподъемности крана.

M = R * Q,

где: M — грузовой момент; R — свес, м; Q — грузоподъемность, т.

Длина штанги — это расстояние от центра пятки штанги до оси блока головок.

Вылет крюка или другого грузонесущего устройства — горизонтальное расстояние от оси вращения крана до оси крюка или другого грузонесущего устройства крана.

Высота подъема крюка — расстояние от уровня кранового пути или уровня площадки для стоянки крана до центра зева крюка в верхнем рабочем положении.

Крановый путь — это горизонтальное расстояние между осями рельсов или осями кранового пути.

Решающим фактором для безопасной эксплуатации кранов является устойчивость к опрокидыванию. Различают сопротивление груза, т.е. способность крана противостоять действию всех нагрузок, которые стремятся наклонить его вперед к стреле, и его собственное сопротивление, т.е. сопротивление крана в состоянии покоя при отсутствии полезной нагрузки и возможном наклоне назад в направлении, противоположном стреле.

Одним из основных условий безопасной эксплуатации автокранов является груз и его собственная устойчивость против опрокидывания, которая зависит от массы крана и размеров его грузонесущего контура. При работе крана с консолями опорный контур консолей образуется центрами их контактных поверхностей (рис. а), а без консолей — центрами контактных поверхностей передних и задних колес с поверхностью платформы (рис. б). Прямая линия, соединяющая центры соприкосновения опорных поверхностей консолей, является кромкой опрокидывания крана.

В нагруженном состоянии, т.е. в рабочем положении, устойчивость крана характеризуется коэффициентом нагрузки, а в нерабочем положении — собственным коэффициентом устойчивости.

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Диаграммы для расчета устойчивости крана: a — устойчивость под нагрузкой, b — собственная устойчивость

Коэффициент сопротивления нагрузки — это отношение момента (Gb), вызванного весом всех частей крана, включая ветровую нагрузку и наклон рабочей платформы (a = 3°), к моменту (Qa), вызванному весом рабочего груза при относительном наклоне. Он не может быть меньше 1,15 Коэффициент опрокидывающей нагрузки, рассчитанный без учета ветровой нагрузки и наклона рабочей платформы, должен быть не менее 1,4.

Коэффициент устойчивости, также не менее 1,15, представляет собой отношение момента (Gc), создаваемого весом всех частей крана, включая наклон рабочей платформы в направлении наклона, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой относительно края наклона.

Грузовая характеристика — это зависимость грузоподъемности крана от его свеса. Каждая марка крана имеет свои грузовые характеристики. Краны, грузоподъемность которых изменяется в зависимости от свеса, должны быть оснащены измерителями грузоподъемности, соответствующими установленному свесу.

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Диаграмма грузоподъемности (a) и рабочей зоны (b) для крана KC — 4571: 1 — 3 — грузоподъемность крана со стрелами 9,75 м; 15,75 м и 21,75 м, 4 — грузоподъемность крана со стрелами 9,75 м без стрел.

Мостовые краны

Мостовые краны в основном предназначены для обслуживания прямоугольных площадей. Наиболее распространенными мостовыми кранами являются мостовые краны, козловые краны и мостовые краны.

Мостовые краны (рис.) состоят из балок, поддерживаемых тележками, которые движутся по рельсам. Механизмы подъема и передвижения крана расположены на самой тележке. По конструкции краны могут быть одно- или двухбалочными, с ручным или электрическим приводом, с кабиной управления с пола или с уровня консоли. В зависимости от количества пролетов они могут быть однопролетными или многопролетными.

Наиболее часто используются мостовые краны общего назначения с электроприводом грузоподъемностью 5-50 т, высотой подъема 12,5 м и длиной пролета 10,5-34,5 м. Для транспортировки тяжелых грузов используются мостовые краны с грузоподъемностью основного блока от 80 до 630 т, вспомогательных блоков от 20 до 80 т и высотой подъема до 34 м.

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Мостовой кран
1 — мост крана, 2 — тележка крана, 3 — кран-балка, 4 — крюковая подвеска главной тали, 5 — крюковая подвеска вспомогательной тали, 6 — кабина

Грузоподъемность кранов обозначается целыми числами или дробями: числитель указывает на грузоподъемность главного подъемника, а знаменатель — вспомогательного (например, 20/5, 32/5, 50/12,5).

Козловые краны (рис.) состоят из балки, тельфера или тележки с подъемно-транспортным механизмом и двух опор, опирающихся на крановые тележки. Конструкция этих кранов существенно не отличается. Они отличаются друг от друга: назначением, пролетом, наличием консолей, подъемных устройств.

На мостовых и козловых кранах общего назначения устанавливаются следующие приборы и оборудование безопасности: ограничители хода крана и тележки, ограничитель крюка, зуммер, защита от обрыва фазы. Это устройство отключает напряжение от тормозных соленоидов или обмоток двигателя при выключении двигателя крана.

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Козловые краны: а — двухбалочный; б — однобалочный; 1 — механизм передвижения; 2 — кабина управления; 3 — тележка; 4 — корпус; 5 — платформа (ригель); 6 — электрическая таль.

Помимо вышеперечисленного, на кранах устанавливаются дополнительные приборы и оборудование безопасности:

  • ограничитель перегрузки (если его перегрузка не может быть исключена из-за производственных условий)
  • электрические блокировки (блокировка доступа в кабину крана с платформы и щитов доступа на мостовую площадку)
  • блокировки для автоматического отключения питания подъемника при открытии дверей (люков), при входе оператора в кабину подъемника и при выходе с мостовой площадки
  • подшипниковые детали, устанавливаемые в случае разрушения оси колеса.

Козловые краны дополнительно оснащены

  • противоугонные устройства для предотвращения угона крана ветром (при наличии автоматических устройств должны быть предусмотрены ручные устройства);
  • на козловых кранах с длиной пролета более 16 м должен быть установлен анемометр.  Если скорость ветра достигает предельного состояния, включается звуковой сигнал.
  • грейферы — для предотвращения кражи крана, когда он находится в остановленном состоянии.  Крановщик обязан установить все захваты по окончании работы.

Башенные краны

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Башенные краны
a — с поворотной башней и маневренной стрелой КБ-60; b — с неповоротной башней и грузовой тележкой, перемещающейся по балочной стреле КБ-674:  1 — тележка; 2 — балласт; 3 — монтажная мачта; 4 — башня; 5 — подкос; 6 — противовес; 7 — грузовая лебедка; 8 — голова; 9 — кабина; 10 — стрела; 11 — грузовая тележка; 12 — крюковой подъемник; 13 — опорно-поворотное устройство; 14 — портал; 15 — подвижная рама.

Башенный кран — это поворотный кран со стрелой, закрепленной на вершине вертикально расположенной башни. Башенные краны можно разделить на: мобильные, передвигающиеся по ходовым путям крана; прицепные, с креплением башни к возводимой конструкции; самонесущие, опирающиеся на раму конструкции.

По своей конструкции башенные краны делятся на краны с поворотной и неповоротной башней.

По способу изменения свеса крюка различают башенные краны (рисунок) с управляемой (маневровой) стрелой и краны с грузовой тележкой на стреле.

Поворотный механизм поворотных башенных кранов обычно расположен внизу, непосредственно на механизме передвижения крана.

В невращающихся башенных кранах поворотный механизм расположен на вершине башни. Все они управляются крановщиком из кабины, которая обычно находится на вершине башни. Груз поднимается с помощью грузовой лебедки, грузового линя и крюка. Свес крюка изменяется путем изменения угла наклона стрелы или перемещения грузовой тележки.

Обозначение классов кранов включает следующие характеристики: назначение; размерная группа; каталожный номер базовой модели крана; обозначение последующей модернизации; климатическое исполнение. Башенные краны имеют различные буквенные обозначения, например: МСК — мобильный складной кран, БК — башенный кран, АБКС — автомобильный башенный кран для сельского строительства. Цифры обозначают грузоподъемность (например, ABKS-5), грузоподъемность и вылет (MSC-10-20) или грузовой момент (BK-1000).

Раздел 2.12 Правил устанавливает требования к установке приборов и оборудования безопасности на башенных кранах.

Башенные краны должны быть оборудованы устройствами, ограничивающими работу, которые автоматически останавливаются

  • подъемный механизм перевозчика
  • механизм охвата;
  • механизм передвижения крана и его тележек.

Ограничители хода должны обеспечивать отключение двигателей машин на расстоянии от остановки не менее полного остановочного пути.

Башенные краны должны быть оборудованы ограничителями нагрузки (грузового момента), которые автоматически отключают механизмы подъема и стрелы, если поднимается груз, вес которого превышает грузоподъемность крана для данного свеса. При срабатывании ограничителя нагрузки должна быть возможность опустить груз или активировать другие механизмы для уменьшения момента нагрузки.

Башенные краны грузоподъемностью более 5 т должны быть оборудованы регистратором рабочих параметров.

Краны высотой до верха оголовка более 15 м должны быть оборудованы анемометром, автоматически включающим звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте условий эксплуатации крана.

Краны и тележки, передвигающиеся по подкрановому пути, должны быть оборудованы опорными частями на случай повреждения колес и осей ходовой части.

Кроме того, башенные краны должны быть оборудованы защитой от падения груза и стрелы в случае обрыва любой из трех фаз, противоугонными устройствами, ограничителем выдвижения башни, молниезащитой и визуальной сигнализацией, звуковой сигнализацией и, в случае кранов с переменным свесом, устройством, предотвращающим отклонение стрелы.

Стреловые краны

Поворотный кран, в котором стрела или башенное оборудование стрелы крепится к поворотной платформе, установленной непосредственно на мобильном шасси (автомобильном, пневматическом, специальном шасси, гусеничном, тракторном и т.д.).

В зависимости от способа подвески стрелы мобильные краны делятся на краны с гибкой подвеской, в которых стрела удерживается и угол наклона изменяется с помощью тросов, и краны с жесткой подвеской, в которых стрела удерживается и угол наклона изменяется с помощью гидроцилиндров или винтовых механизмов.

Кранам присваивается индекс, в большинстве случаев состоящий из двух букв и четырех цифр. Буквы «KS» означают «кран общего назначения». Цифры после букв описывают основные данные крана:

  • Первая цифра указывает на грузоподъемность (1-4 т; 2-6,3 т; 3-10 т; 4-16 т; 5-25 т; 6-40 т; 7-63 т; 8-100 т);
  • Вторая цифра указывает на шасси крана (1 — гусеничное; 2 — гусеничное с увеличенной поверхностью; 3 — с пневматическими колесами; 4 — на шасси специального автомобиля; 5 — на шасси грузового автомобиля; 6 — трактора; 7 — на прицепе);
  • третья цифра указывает на конструкцию подвески стрелы (6 — гибкая подвеска стрелы, 7 — жесткая подвеска стрелы, 8 — телескопическая стрела);
  • Четвертая цифра указывает на серийный номер модели крана.

Например, кран КС-4362 расшифровывается следующим образом: грузоподъемность 16 тонн, пневматические колеса, гибкая подвеска стрелы, серийный номер модели 2.

Иногда буквы после цифр в индексе используются для обозначения модернизации крана (A, B, C и т.д.) и климатического применения (CCL — северный, T — тропический, TW — тропический влажный).

Специальные стреловые самоходные краны или краны, изготовленные в сотрудничестве с иностранными компаниями, могут иметь другую индексацию.

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Мобильные краны КТС-ЗГ (a) и АБК-4А (b) с башенным и стреловым оборудованием

Мобильные краны

Мобильные краны устанавливаются на стандартные шасси грузовых автомобилей (фото) и состоят из неподвижной и поворотной частей, соединенных между собой с помощью поворотной передачи, которая обеспечивает возможность поворота поворотной части относительно неподвижной.

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Мобильный кран KS-3574
1 — крюковой погрузчик; 2 — стрела; 3 — шасси базового автомобиля; 4 — опора стрелы; 5 — гидравлический бак; 6 — запасное колесо; 7 — кабина водителя; 8 — поворотная рама; 9 — шайба; 10 — тренога; 11 — маятник и опорное устройство; 12 — опорная рама; 13 — стопорный механизм (стабилизатор); 14 — обшивка; 15 — стрела.

Для снижения нагрузки на шасси и обеспечения устойчивости во время работы краны оснащаются стрелами и механизмами блокировки колес задней оси (стабилизаторами). Мобильные краны имеют высокую скорость передвижения, что делает их пригодными для использования на строительных площадках с небольшим объемом работ, которые расположены на значительном расстоянии друг от друга.

Передвижные краны должны быть оснащены приборами и оборудованием безопасности в соответствии с пунктом 2.12. правил устройства и безопасной эксплуатации кранов.

1. устройства для ограничения рабочего движения для автоматической остановки:

  • Подъемный механизм в верхнем и нижнем положениях;
  • механизм для выдвижения стрелы;
  • механизм для поворота поворотной рамы крана;
  • Механизм выдвижения телескопической стрелы.

2. ограничители грузоподъемности, которые автоматически отсоединяют механизм подъема и стрелу, если поднимается груз, превышающий грузоподъемность соответствующей стрелы более чем на 10%. Для кранов с двумя и более грузоподъемностями ограничитель должен быть оснащен устройством для переключения на выбранную грузоподъемность.

При срабатывании ограничителя нагрузки должна быть возможность опустить нагрузку или активировать другие механизмы для уменьшения момента нагрузки.

(3) Координировать устройства безопасности для предотвращения столкновения с препятствиями при работе крана в стесненных условиях.

4. индикатор вместимости, соответствующий свесу. Это должно быть хорошо видно с места оператора крана.

В современных микропроцессорных ограничителях (ОНК-140, ОНК-160 и т.д.) функции безопасности координат и емкости индикатора выполняет электронный блок.

5. указатели угла наклона крана (инклинометры, сигнализаторы)

6. сигнализаторы опасных напряжений и устройства для автоматического отключения механизмов подъема, поворота и выдвижения стрелы на безопасном расстоянии от крана до проводов линии электропередачи.

7. регистратор эксплуатационных данных крана.

8. звуковой сигнал.

Краны Airwheel.

Эти краны используются для строительных и монтажных работ. Они имеют шасси в виде специальной ходовой части, ширина которой больше, чем у автокрана. Кран крепится к опорам с помощью гидравлических цилиндров двойного действия. На вращающейся части крана расположены механизмы для перемещения крана (дизель-электрический многомоторный привод), поворота стрелы, выдвижения, подъема и опускания груза. Краны выпускаются грузоподъемностью от 16 до 100 т и длиной стрелы 12,5; 17,5; 22,5 и 27,5 м. Надувные краны, как и дорожные краны, оснащены приборами безопасности и оборудованием.

Консольные краны на гусеничном шасси

Этот тип крана используется для возведения конструкций, тяжелого оборудования, а также для погрузочно-разгрузочных работ. Они очень мобильны и не требуют специальных дорог. На короткие расстояния они могут передвигаться со скоростью 3 км/ч. Эти краны оснащены электрическим или дизель-электрическим приводом. Они перемещаются с помощью двух гусеничных тележек. Они выпускаются со стрелой и башенной стрелой. Используя стандартные секции, кран может быть оснащен удлиненной стрелой с аутригером.  Краны оборудованы устройствами и приборами безопасности в соответствии с требованиями правила 2.12.

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Пневматический колесный (a)

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Гусеничный кран (b)
1 — ходовая часть; 2 — противовес; 3 — поворотная секция; 4 — стрела; 5 — стрела; 6 — путь; 7 — поворотный стол; 8 — каретка стрелы; 9 — крюковой блок.

Железнодорожные краны

Стреловые краны устанавливаются на специальную платформу, движущуюся по железнодорожным путям. Они выпускаются грузоподъемностью от 6 до 100 тонн.  Эти краны должны быть оснащены теми же приборами и оборудованием безопасности, что и самоходные краны со стрелой, включая регистраторы параметров их работы. Они используются для погрузочно-разгрузочных работ в основном на складах в хранилищах, а также для сборочных, ремонтных и капитальных работ.

Канатные краны

Эти краны предназначены для работы на больших площадях (лесозаготовительные склады, бетонные заводы и т.д.).

Они состоят из двух башен с подвесным канатом, который перемещает тележку между ними. В зависимости от характера работы краны с канатными опорами могут быть стационарными или мобильными. Мобильные краны, обе башни которых движутся по соседним путям, работают на прямоугольных платформах. Если одна башня неподвижна, а другая движется по круговому пути, то такой кран обслуживает секторную зону и называется радиальным краном. Канатные краны, оснащенные крюковыми или грейферными кранами, имеют грузоподъемность от 3 до 25 т, иногда до 150 т. Пролет кранов обычно составляет 300-600 м, а иногда и 1000 м. Высота башен составляет 25-40 м, а иногда 60-70 м. Высота подъема варьируется от 150 м до 205 м и выше. Управление канатными кранами должно осуществляться из кабины, расположенной на передвижной башне на высоте 20-25 м от опорной поверхности. Канатный кран, показанный на рис. 3.10, имеет башни, движущиеся по параллельным крановым дорожкам. Между башнями натянут несущий канат 1, по которому с помощью тягового каната 2 перемещается грузовая каретка 5. Каретка оснащена канатными блоками 4, один конец которых закреплен на грузовой каретке, а другой — на барабане подъемного механизма. На одной из башен установлен механизм подъема и перемещения тележек 9 и кабина управления 8. Для ограничения провисания подъемно-транспортных канатов на специальном канате 3 установлены скобы 7. Кран оснащен крюковой подвеской 6.

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Кабельный кран

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Краны — краны-штабелеры a — порталы;

Основные  сведения о грузоподъемных кранах

Краны — штабелеры b — стеллажи

Краны — штабелеры

Мостовые краны делятся на подвесные (несущие и подвесные) и стоечные. Они доступны в виде: OP — мост, управляемый с уровня пола, с установкой путей на стеллажах или колоннах здания; используется для транспортировки и обработки паллетированных грузов на складах: OK — хедлайнер, управляемый из кабины, с рельсами, установленными на колоннах здания; используется для транспортировки и обработки паллетированных грузов и металлопроката; OKD — хедлайнер, для длинномерных грузов, управляемый из кабины, с рельсами, установленными на колоннах здания; используется для транспортировки и стеллажирования металлопроката на специализированных складах; CA — автоматический консольный стеллаж, управляемый из кабины с установкой в зданиях, полы которых поддерживаются стеллажами; используется на складах для транспортировки штабелированных грузов в стандартных контейнерах. Краны-штабелеры имеют грузоподъемность до 5 т, а мостовые краны — до 125 т.

Кран-штабелер (рис. а) представляет собой кран-мост 1, по которому перемещается тележка 2, несущая вращающуюся колонну. С помощью канатной тали, установленной на тележке, по тележке перемещается подъемное устройство, на котором установлен подъемный механизм, выполненный, как правило, в виде вильчатого захвата 4. На кране установлена кабина крановщика. Кран перемещается по рельсам 5, установленным на стойках 6 или колоннах здания.

Стеллажный кран-штабелер (рис. б) представляет собой тележку 7, перемещающуюся по рельсам вдоль стеллажей. По вертикальным направляющим колонн 8 перемещается погрузочная платформа 9 с кабиной оператора и выдвижным грузозахватным устройством 10.

Краны-штабелеры должны быть оснащены следующими устройствами безопасности и блокировками.

Концевые выключатели для ограничения грузоподъемности и провисания троса; концевые выключатели для ограничения конечных положений крана, тали, тележки, подъемного устройства; концевые выключатели для изменения рабочей скорости на механизм регулировки крана; аварийный выключатель верхнего подъема; блокировки для предотвращения запуска механизмов при срабатывании аварийного выключателя верхнего подъема, если дверь кабины не закрыта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kia info
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector