ГРМ необходим для работы двигателя автомобиля. Он позволяет обеспечить подачу топлива в камеры сгорания и своевременный выпуск газов из них. Все это происходит за счет синхронного движения створок. Практически все современные двигатели имеют системы газораспределения, так как использование такой конструкции в итоге делает двигатель не только простым, но и дешевым.
Конструкция механизма
Клапаны являются основными частями системы, они перекрывают впускные и выпускные каналы. Клапан состоит из двух элементов:
- тарелки;
- столб.
На выпускаемых сегодня промышленностью двигателях клапаны расположены непосредственно в головке блока цилиндров. А место соприкосновения поверхностей отверстия в головке и дисков клапана называется седлом. Существует два типа клапанов:
- впускной, с тарелкой большего диаметра;
- градуировка меньшего диаметра.
С помощью пружины клапан удерживается в головке блока цилиндров, закрывая отверстие. И только когда вы нажимаете на панель, она открывается. Пружина, жесткость которой строго индивидуальна для каждого двигателя, крепится с помощью сухарей и специальной пластины непосредственно на стержень клапана.
Но часто ставят две пружины, чтобы в двигателе не возникало резонансных колебаний. В этом случае намотка пружин обратная. Клапаны из сплавов разных металлов имеют усиленные края пластин и неоднородный состав:
- впускные клапаны имеют цельные штоки;
- для градуировок стержни полые и заполнены натрием для улучшения охлаждения.
Самые популярные газораспределительные системы – 8-клапанные и 16-клапанные. Но бывают и 3-клапанные и 5-клапанные. При большем количестве клапанов привод становится более сложным.
Да и не всегда можно использовать 16-клапанную систему на двигателях, где камера сгорания маленькая. Клапаны открываются и закрываются синхронно с приводом, передающим необходимое усилие от распределительного вала. Двумя наиболее популярными системами привода являются:
- повернуть рычаг;
- гидравлический толкатель.
Первые надежны в эксплуатации, поэтому они предпочтительнее. Зато у последнего гораздо меньше шума от газораспределительного механизма, двигатель работает ровнее. В конструкцию гидрокомпенсатора входят:
- цилиндр;
- поршень и пружина;
- обратный клапан;
- масляные каналы.
Распределительный вал необходим для обеспечения работы всей системы в полном соответствии с фазами газораспределения, установленными производителем двигателя, а также для обеспечения порядка работы всех цилиндров. Эта деталь выполнена в виде оси с определенным количеством кулачков.
Причем фаза распределения зависит от формы гребенки. Если быть более точным, он определяет время открытия и закрытия конкретного клапана в системе. Время открытия клапана также зависит от формы.
Система смазки механизма
Для снижения затрат и упрощения конструкции двигателя распределительный вал расположен в головке блока цилиндров. Вращение происходит в нескольких подшипниках скольжения, выполненных по типу опор, которые бывают цельными и разделенными. Но иногда в суппортах используют вкладыши. Чтобы распределительный вал не двигался, сбоку на трансмиссии установлен специальный упорный подшипник. Все подшипники из системы смазки снабжаются моторным маслом под давлением. Двигатели по типу расположения распределительных валов бывают двух типов:
- одноосный (SOHC);
- с двумя валами (DOHC).
Вторая система является наиболее популярной. За счет использования большего количества клапанов увеличивается мощность двигателя, улучшаются его динамические характеристики. Привод распределительного вала на большинстве современных двигателей представляет собой эластичный ремень. Реже используется зубчатая или цепная передача.
Привод необходим для обеспечения правильного вращения распределительного вала, потому что он должен повернуться на 180 градусов только за один оборот коленчатого вала. Цепь часто используется в системе привода, так как она имеет самое большое преимущество — долговечность. Но довольно сильно шумит при работе, нуждается в смазке. И цепь сложнее заменить.
Что касается ремня ГРМ, то он в смазке не нуждается. А если быть точнее, то даже противопоказано. Ресурс ремня весьма ограничен, но некоторые экземпляры могут доходить до 200 тыс км. Помимо распределительного вала, он может также приводить в действие вспомогательные механизмы: насос, ТНДВ (на дизелях), масляный насос, компрессор кондиционера.
Замена ремня на Акценте
Проверять ремень ГРМ необходимо не реже, чем раз в 30 тыс км пробега, а замена необходима через 75 тыс. Стоит отметить, что при нечастом использовании автомобиля ремень ГРМ следует менять примерно раз в три года.
В нерабочем состоянии он теряет эластичность, может покрыться микротрещинами, что затем приводит к неожиданному излому. Поэтому за ГРМ Хендай Акцент необходимо постоянно следить и не упускать из виду даже самые мелкие детали.
Перед тем, как поменять ремень на Хендай, нужно провести некоторые подготовительные работы. Сначала снимается защита двигателя. Далее откручиваются болты крепления кожуха к отсеку ременного привода. На коленчатый вал надет шкив, от которого приводится в движение:
- генератор;
- Усилитель руля;
- компрессор кондиционера.
На Акценте каждый из этих узлов оснащен отдельным ремнем. Не очень практично, так как придется отсоединять три диска. На привода ГУР и компрессора установлены специальные ролики для натяжения. А вот последний ремень натягивается и ослабляется движением самого генератора.
После того, как все ремни будут удалены, вы можете перейти к следующему шагу. Чтобы поменять ремень ГРМ Хендай Акцент, нужно поставить поперечину в подкапотное пространство, так как нужно снять накладку со стороны двигателя. Прежде всего, вывесив двигатель, снимите шкив, приводящий в движение вспомогательные агрегаты. Теперь осталось только ослабить натяжитель ремня ГРМ, чтобы ремень болтался.
Он легко снимается, достаточно оттянуть его от двигателя. И теперь вы можете действовать двумя способами. Если валы не вращались, без особого беспокойства устанавливайте новые ролики и ремень. Но лучше устанавливать по меткам. Даже на 16-клапанных двигателях Hyundai Accent имеет только один шкив, приводящий в движение распределительные валы. В нем есть небольшая дырочка.
Он должен совпадать с этикеткой на блоке ДВС. На шкиве коленвала тоже есть метка. После выполнения всех этих нехитрых регулировок можно приступать к установке и натяжке ремня ГРМ с роликом. Сборка осуществляется в обратном порядке. Рекомендуется заменять насос во время работы.
Ресурс гидронасоса больше, чем у ремня ГРМ. Но разница в цифрах небольшая, поэтому лучше удостовериться. В противном случае возможен неравномерный износ ремня ГРМ, он «ест» с одной стороны. При замене помпы необходимо также слить жидкость из системы охлаждения. Практически любой автовладелец может сделать все это самостоятельно.
Чем грозит обрыв ремня?
Несвоевременная замена ремня ГРМ может оказаться плачевной для автовладельца. Это один из важнейших механизмов двигателя и за ним нужно постоянно следить. Не во всех двигателях используются поршни со специальными канавками, называемыми скребками. Они служат той же цели.
При обрыве ремня клапана переходят в открытое состояние, поэтому нарушается работа всех цилиндров. Коленчатый вал в этот момент продолжает двигаться по инерции, в результате чего поршни с сильнейшим ударом ударяют по клапанам. Результат не очень, так как ножки клапана просто гнутся.
Если зайти в магазин и посмотреть на стоимость комплекта клапанов, то окажется, что цена в несколько раз выше, чем на ремень ГРМ и пару роликов. Поэтому стоит задуматься, чем вы рискуете, попытав счастья, преждевременно поменяв ремень ГРМ. И прибавьте ко всему прочему стоимость установки и притирки клапанов.
В домашних условиях это сделать очень сложно. Но это не самый плохой вариант развития событий. Гораздо хуже, когда несвоевременная замена ремня ГРМ приводит не только к загибу клапанов, но и к образованию микротрещин в корпусе ГБЦ. А это гораздо серьезнее, так как работа двигателя будет полностью нарушена, он начнет «троить». А ремонт головки блока выльется в большую сумму, даже по сравнению с установкой и притиркой клапанов.
А вот ГБЦ обычно не восстанавливают, а заменяют новой. Если посмотреть на стоимость, то окажется, что она может составлять не десятки тысяч рублей, а две и более. Поэтому при обслуживании автомобиля необходимо внимательно следить за состоянием ремня ГРМ, натяжного и опорного роликов, гидронасоса.
Не обходить стороной проверку шкивов распредвала и коленвала. Срок их службы зависит от производителя, но все же после 150 тыс км пробега присмотритесь к ним, учтите выработку зубьев. При чрезмерном натяжении ремень с зубьями просто стирает металл на шкивах. А это потом приводит к проскальзыванию, в результате чего смещаются фазы газораспределения и нарушается работа двигателя.